Расторжение ученического договора

Наше Адвокатское Бюро оказывает следующие юридические услуги:

— консультирование по вопросам трудового права;

— защита трудовых прав граждан в судах;

— взыскание с работодателя заработной платы;

— взыскание с работодателя выплат при увольнении;

—  восстановление на работе, взыскание утраченного заработка;

— заключение и расторжение ученических договоров;

— оспаривание причин увольнения и дисциплинарных взысканий;

— консультирование работодателей и разработка ученических и трудовых договоров.

Ученический договор заключают тогда, когда работодателю необходимо подготовить нужных специалистов для последующей работы у себя. Основные правила заключения ученических договоров установлены главой 32 ТК РФ.  Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость, а также  и профессиональной переподготовки работников для собственных нужд определяется работодателем самостоятельно. Обучение может производиться как на базе организации, так и в сторонних учебных заведениях. При этом порядок и условия обучения работников определяются   только нормами трудового законодательства. Таким образом, при направлении работников на обучение должны быть соблюдены определенные формальности. Об этих формальностях следует позаботиться уже при заключении ученического  договора, соглашения, а также трудового договора.
Помимо собственных работников работодатель вправе заключить ученический договор с лицами ищущими работу. Ранее до принятия определенных изменений в трудовом законодательстве ученический  договор   регулировался  гражданским законодательством, поскольку относился к  гражданско-правовым сделкам .

Ученический договор по своей природе относится к соглашениям, регулируемым нормами трудового права, поскольку отношения по профессиональному обучению работников непосредственно связаны с трудовыми отношениями и указаны как самостоятельные отношения . На всем протяжении срока , пока действует  ученический договор на учеников распространяются нормы трудового законодательства  ( ст. 203-205 ТК РФ).Прекращение  ученического договора осуществляется  по основаниям, предусмотренным для трудового договора. Данный факт также  не позволяет отнести ученический договор на профессиональное обучение к гражданско-правовым договорам. Нужно исходить из того, что в этом случае заключается ученический договор, регулируемый трудовым правом, хотя  и возникает правоотношение, предшествующее трудовым правоотношениям.

Следуем иметь ввиду , что и сроки исковой давности по возмещение  ущерба с работника  по неотработанным ученическим договорам следует исчислять в соответствии со ст.392 ТК РФ  и они являются сокращенными.

Возмещение ущерба по ученическим договорам определяется по по общим правилам возмещения ущерба опять же рамках трудового законодательства (Глава 39 Трудового кодекса РФ).

Содержание ученического договора, а также порядок его оформления и заключения подробно описаны в Трудовом Кодексе РФ. Выделим лишь основные моменты и перечислим отличительные черты ученического договора:

1) обучение проводится в интересах работодателя;

2) время ученичества не может превышать нормы рабочего времени. Работник может быть даже полностью освобожден от основной работы;

3) ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, помимо оплаты обучения работодатель несет расходы на выплату стипендии;
4) устанавливается срок, в течение которого ученик обязуется работать у данного работодателя после окончания обучения;

5) устанавливаются основания расторжения ученического договора;

6) возврат работодателю стипендии и других расходов на обучение производится только в случае невыполнения работником обязательств по ученическому договору. Обратите внимание: по общему правилу, понесенные работодателем расходы возмещаются пропорционально не отработанному после окончания обучения времени. Однако стороны вправе предусмотреть и иной размер возмещения — это может быть, например, твердая сумма. Однако такие условия не должны ухудшать положение работника, т.к. это недопустимо в соответствии со ст. 9 ТК РФ.

Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором. Так, вученическом договоре можно предусмотреть обязанность ученика посещать все занятия, оговорить оценку уровня успеваемости, причем в качестве оснований прекращения договора может быть указана плохая успеваемость , отсутствие на занятиях и т.д. Обратите внимание: стороны вправе указывать основания расторжения лишь ученического договора. Например, отсутствие на занятиях может служить основанием для прекращения ученического договора и соответственно обучения , но не может быть основанием для расторжения  с этим работником (в случае, если ученический договор заключен в дополнение к трудовому) трудового договора.

В настоящее время широко распространены различные семинары, тренинги , служащие как правило для подтверждения квалификации работников . Такие семинары не предполагают какой-либо проверки полученных знаний и проводятся периодически . Возникает вопрос: можно ли направление работника на подобные мероприятия оформить как  ученический договор и обязать работника проработать определенный срок в организации? При решении этого вопроса следует исходить из следующего. Согласно ст. 202 ТК РФ ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах. Обязанность проработать определенное время в организации не зависит от получения какого-либо свидетельства об обучении (ТК РФ не содержит такого условия) . Но в ученическом договоре необходимо указать конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником после прохождения обучения (ст. 199 ТК РФ). Т.е. если в результате обучения работник приобретает для себя новую    профессию, специальность, квалификацию  , то заключение ученического договора будет правомерным. При этом следует помнить, что получение соответствующей профессии/квалификации должно быть реальным, подтвержденным соответствующими документами, а не мнимым.

В последнее время нередки случаи, когда работодатель принимает на работу с целью обучения/ переучивания работника и заключает с ним ученический договор . При этом стоимость обучения составляет довольно крупную сумму , которая может составлять заработок работника за несколько месяцев.

Затем случается так , что  после обучения работнику, связанному  условиями ученического договора об обязанности отработать у работодателя длительный период времени, не начисляется и не выплачивается зарплата , нарушаются условия трудового договора о надбавках , доплатах и компенсациях, допускаются прочие нарушения .  Работник часто  от безысходности вынужден уволиться и расторгнуть  до истечения условленного срока и трудовой и ученический договор.

И тогда организация–работодатель незамедлительно предъявляет работодателю судебный иск на весьма внушительную сумму .

Закон предусматривает целый ряд действенных способов защиты от недобросовестных действий работодателей.

Обратившись к нам Вы не только сможете защититься от неправомерных претензий работодателя ,но и , наоборот, при наличии нарушений с его стороны , призвать его к ответу.

В это случае стоит лишь помнить , что Трудовой кодекс отводит работнику  совсем немного времени для обращения в суд для защиты своих интересов.

Юристы нашего Адвокатское бюро приобрели огромный опыт в судебных делах по трудовым спорам, связанным с ученичеством. Мы защищаем трудовые права работников крупнейших российских авиакомпаний и других организаций и предприятий.

Будем рады помочь Вам!