Ученический договор в гражданской авиации

Ученический договор в ГА . Перспективы досрочного расторжения.

Существуют две причины, ведущие к разногласиям с работодателем по поводу переучивания работников летного состава. Первая их них – это высокая стоимость обучения, вторая – желание работодателя привязать или, скажем более откровенно, поработить работника, получившего новую квалификацию. И это вполне понятно – высококвалифицированный  пилот на вес золота.
Следствие названных причин – завышенная стоимость ученических договоров и «серые» схемы их реализации.

Не вдаваясь в юридические тонкости данного вопроса, скажем лишь, что отношения работника и работодателя по поводу переучивания, приобретения новой квалификации в любой области, а не только в авиации, регулируются исключительно трудовым законодательством.

Тем не менее, ряд авиакомпаний пытается обойти трудовое право в вопросе приобретения летным составом новых профессий и квалификаций.

Такие авиакомпании заключают со своими сотрудниками договоры займа, агентские договоры и прочие гражданско-правовые договоры, не предусмотренные трудовым правом.

Не редки случаи включения в ученический договор необоснованных затрат, а также завышение стоимости переобучения летного состава.

Как правило, работники авиакомпаний подписывают ученические договоры, что называется, не глядя. Перспектива получения допуска на новый, современный тип самолета перевешивает здравый смысл. Но зачастую бывает так, что увольнение вызвано неотложными обстоятельствами или другая компания предлагает более высокооплачиваемую работу и лучшие условия труда. И здесь перед работником возникает камень преткновения. При увольнении авиакомпания – работодатель выставляет в счете круглую сумму за обучение, которую предлагает выплатить сейчас и сразу.

Первое, что необходимо знать работнику – это то, что его право на увольнение незыблемо. Ограничение заключается лишь в обязательной при увольнении двухнедельной отработке (кроме пенсионеров).  Работодатель не имеет права не увольнять работника. Также у работодателя нет права на удержание документов работника, которые он должен выдать ему  в день увольнения.
Второе правило. Никакие удержания из заработной платы за обучение без согласия на то работника не допускаются, за исключением случаев прямо предусмотренных законом. Если работодатель произвел удержание из заработной платы за ученичество без вашего согласия – обращайтесь в суд.

Правило третье. Внимательно читайте то, за что работодатель просит Вас расписаться при увольнении. Если не согласны, не подписывайте. Принуждение к заключению соглашений по закону – недопустимо.
Для разрешения любых споров, конфликтов и неясностей лучше обратиться к адвокатам нашего Бюро, специализирующимся на  вопросах трудового права в области гражданской авиации.
В случае предъявления работодателем иска о возмещении затрат, связанных с обучением, не пытайтесь защищаться самостоятельно, обратитесь за помощью к профессионалам.
Мы привели только самые распространенные нарушения, с жалобами на которые к нам обращаются работники летного состава и другие специалисты гражданской авиации.
Однако нам известно, что в отношениях работников авиакомпаний и их работодателями возникают противоречия и споры по множеству вопросов, как то связанных с профзаболеваниями, доплатам к пенсии, несчастным случаям на работе, обязательной тренажерной подготовкой и др.

На протяжении многих лет опытные юристы Адвокатского бюро «С.С. Грибков и партнеры» успешно защищают трудовые права членов летного состава и других специалистов гражданской авиации. Ни для кого не секрет, что авиакомпании – эксплуатанты воздушных судов в погоне за прибылью зачастую забывают о требованиях трудового законодательства, а первичные профсоюзные организации, даже в тех компаниях, где они существуют, действуют неэффективно. Защитить свои нарушенные права можно в суде, но разъездной характер работы работников летного состава не всегда позволяет это сделать, ведь сроки обращения в суд по трудовым спорам весьма ограничены. Однако не стоит мириться, если работодатель не соблюдает ваши трудовые права, в данном случае можно обратиться к адвокату – специалисту в области защиты прав работников гражданской авиации. Действующее законодательство допускает обращение в суд и защиту прав лица, как посредством личного участия, так и через своего представителя – юриста или адвоката.  Вместе с тем, плотный рабочий график работников гражданской авиации – это не единственная причина, по которой прибегают к услугам юристов-профессионалов. Судебный процесс таит в себе немало «подводных камней», и строится по строгим процессуальным нормам, что делает восстановление  справедливости для неосведомленного в области юриспруденции человека, практически недостижимой задачей. Интересы работодателей в суде представляют , как правило, штатные юрисконсульты авиакомпаний или юристы по найму, которые сведут усилия юридически неподкованного человека на нет.

С участием сотрудников нашего Адвокатского бюро судами рассмотрены  десятки дел о восстановлении на работе работников гражданской авиации, и прочих трудовых споров, что позволило нам накопить богатый опыт и вникнуть в специфику авиационного дела. Весь накопленный потенциал мы готовы применить для защиты Ваших прав и законных интересов в спорах в работодателем – авиакомпанией, как на досудебной стадии урегулирования, так и в суде.

Юристы нашего Адвокатское бюро приобрели огромный опыт в судебных делах по трудовым спорам, связанным с ученичеством. Мы защищаем трудовые права работников крупнейших российских авиакомпаний и других организаций и предприятий.

Будем рады помочь Вам!