Оспаривание актов, решений и действий (бездействия) госорганов

Адвокаты нашего Бюро оказывают следующие виды услуг:

— консультирование по вопросам, вытекающих из публичных правоотношений;

— правовой анализ ненормативных и нормативных актов органов государственной и муниципальной власти на соответствие действующему законодательству;

— оспаривание постановлений, решений должностных лиц, а также актов органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— представление интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных органах и органах местного самоуправления;

— представление интересов субъектов хозяйственной и иной экономической деятельности в судебных органах;

— признание права собственности и других вещных прав на земельные участки, здания, сооружения, предприятия;

— восстановление нарушенных прав на объекты коммерческой недвижимости.

Ненормативные и нормативные акты, не соответствующие закону или вышестоящим по иерархии актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны признаваться судом недействительными.

Это сравнительно новый институт во взаимоотношениях органов государственной власти, органов местного самоуправления с субъектами, осуществляющими хозяйственную и иную экономическую деятельность. Его введение послужило эффективным средством восстановления нарушенных прав юридических лиц и предпринимателей.

Принятые Конституционным Судом РФ судебные акты свидетельствуют о правовых позициях суда при защите нарушаемых прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан в области предпринимательской деятельности путем признания нормативных, в том числе законодательных, положений не соответствующим Конституции.

В Арбитражных судах оспаривание нормативных актов осуществляется по правилам глав 22, 23 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ (АПК РФ), а ненормативных актов – по правилам главы 24 АПК РФ.

Иски и жалобы о признании актов недействительными достаточно разнообразны: о предоставлении в аренду земельного участка и размерах ее оплаты собственнику; об изъятии земельного участка; о наложении штрафов за правонарушения; цене выкупа объекта недвижимости, находящегося в государственной или федеральной собственности и пр.

Организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, если они полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают другие препятствия для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд должен рассмотреть дело об оспаривании нормативного правового акта по заявлению о признании его недействующим в том случае, если он мотивированно придет к выводу о том, что этот акт обладает признаками нормативного акта и не относится к актам оперативно-распорядительного характера, имеющим однократное действие.

Ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или органа или органа местного самоуправления также может быть признан судом недействительным.

Рассмотрение вопроса и признание недействительным акта направлено на восстановление нарушенного права субъекта экономической деятельности и пресечение незаконных действий.

Также недействительным может быть признан как ненормативный акт исполнительного органа государственной власти, так и органа местного самоуправления.

Нарушенное право заинтересованного лица подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта органа местного самоуправления, повлекшего за собой нарушение права, принадлежащего субъекту предпринимательской деятельности.

Производство по делам об оспаривании нормативных и ненормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления имеет специфические процессуальные особенности, которые постигаются с помощью длительной судебной практики  при наличии необходимой квалификации юриста или адвоката, занимающегося данной категорией дел.

Опираясь на судебную практику нашего Бюро, можно заключить, что суды, как правило, отказывают в удовлетворении требований о признании нормативных и ненормативных актов государственных органов и органов местного самоуправления недействующими или недействительными, ссылаясь на недоказанность нарушения прав и законных интересов заявителя, а также на отсутствие или неполноту доказательств, устанавливающих факт правообладания юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Наиболее проблемной в настоящий момент является область земельных правоотношений, а также правоотношений, возникающих при переходе прав на  государственную и муниципальную собственность.

Квалификация и опыт юристов нашего Бюро помогут разрешить возникшие в ходе ведения предпринимательской деятельности задачи, вытекающие из правоотношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и их служащими.