Отпуск за налет часов, прощай

ОТПУСК ЗА НАЛЕТ ЧАСОВ, ПРОЩАЙ?!

25 июля 2018 года в Министерстве Транспорта Российской Федерации состоялось совещание по ознакомлению и обсуждению  проекта Постановления Правительства «О перечне категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы минимальной продолжительности такого отпуска и условий его предоставления».

Фактически Проект Постановления в случае его принятия уменьшает дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы членам экипажей воздушных судов с 42 до 7 дней и предоставляет возможность только работодателю определять размер дополнительного оплачиваемого отпуска.

В течение многих лет ведущие российские авиакомпании предпринимали попытки  сократить дополнительный отпуск членов экипажей воздушных судов гражданской авиации, прибегая к помощи судебной власти.

Еще в 2013 году ОАО «Аэрофлот» оспаривал в Верховном Суде  Правила предоставления дополнительных отпусков работникам гражданской авиации за работу в особых условиях, утвержденных приказом Министерства гражданской авиации СССР от 13 марта 1986 г. N 50.

Однако, тогда высшая судебная инстанция встала на защиту интересов летного состава, и признала 50-ый Приказ МГА недействительным только в части, противоречащей действующему Трудовому кодексу, сохранив за летным составом допотпуск за налет часов.

Но, в нижних эшелонах судебной власти противостояние между пилотами, бортпроводниками, с одной стороны, и авиакомпаниями, с другой, не прекращалось и после провальной попытки оспорить 50-ый Приказ МГА в Верховном Суде.

Мотивы руководства авиакомпаний вполне понятны экономически. Это экономия зарплатного фонда на отпусках, и  отказ от увеличения численности штата сотрудников. Логика примитивного предпринимателя: меньшим количеством кадров исполнить больший объем работы.

Но, кто задумается к чему может привести такая политика Правительства, идущего на поводу у ведущих российских авиакомпаний?

Юристам, защищающих работников авиации, в числе которых были и остаются наши адвокаты, ранее удавалось сдерживать попытки лишить летный состав дополнительного отпуска за налет часов.  На счету адвокатов нашего бюро порядка ста пятидесяти успешных дел по взысканию компенсаций за неиспользованные дни дополнительного отпуска за особые условия труда.

Но, сейчас Митруд и Минтранс, похоже, взялись за допотпуска всерьез. Прикрываясь некоторыми положениями Трудового законодательства, Правительство собирается на законодательном уровне уменьшить отпуск каждого пилота и бортпроводника на 14 дней. 
Работая в режиме 6/1, даже с учетом 70-дневного отпуска, пилоты суммарно в год отдыхают 112 дней, что на 24 дня меньше, чем офисный работник, работающий пятидневку.
Сейчас же у пилотов собираются отнять ещё две недели. Это значит не только увеличение физической и психоэмоциональной нагрузки, но и потери достаточно больших денежных сумм в виде невыплаченных отпускных. Очевидно, столь рьяные попытки Минтруда и Минтранса  являются основной целью таких преобразований.
Задумываются ли чиновники об угрозах безопасности полётов ввиду кумулятивной утомляемости членов летного состава вследствие  снижения полноценного отдыха?

Кроме того, им хорошо известно о дефиците летного состава, который усилится  из-за массового списания пилотов по состоянию здоровья и ухода их в зарубежные авиакомпании, где  строго соблюдаются нормы труда и отдыха летного состава, как неотъемлемая часть безопасности полетов.
Адвокаты нашего бюро  считают недопустимым сокращение дополнительного отпуска членов экипажей гражданской авиации, и готовы впредь отстаивать  права пилотов, бортпроводников на полноценный, соответствующий особым условиям труда, отдых в зависимости от налета часов.

 

В свете последних событий, всем пилотам и бортпроводникам, возможно, стоит задуматься об использовании накопленного допотпуска, либо взыскании с работодателя компенсации за неиспользованные дни допотпуска за особые условия труда в соответствии с 50-ым Приказом МГА при увольнении.

Что касается нас, мы всегда готовы помочь в защите прав работников летного состава, используя весь накопленный в судебных спорах с авиакомпаниями-работодателями юридический  потенциал.